Положение об инклюзивном обучении студентов с ОВЗ в ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж
Положение о порядке организации инклюзивного образования в Стерлитамакском межотравслевом колледже
Положение о разработке и реализации АОП
Программа по организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Организация ГИА для выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ в ГБПОУ СМК 2018-2019 гг.
Особенности приёма в колледж обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
Создание рабочих мест для инвалидов
В настоящее время в России насчитывается около 13 миллионов человек, на которых распространяется действие международной Конвенции о правах инвалидов.
В соответствии с действием этого документа и в целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 1792 образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
В целях реализации закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, в том числе в связи с необходимостью поддержки и развития профессионального инклюзивного образования в ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж формируется доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной.
Российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется
- Конституцией РФ,
- федеральным законом «Об образовании»,
- федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
- Конвенцией о правах ребенка,
- Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Интернет – порталы для информационной доступности и открытости профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц в ОВЗ
Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяhttp://spo.wil.ru/apex/f?p=140:1:0::::G_PORTAL_ID:1
Портал инклюзивного образования http://inc.uksivt.ru/web/index.php
Основные направления работы с инвалидами и лицами с ОВЗ
1.Психолого-педагогическое сопровождение:
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется социально-психологической службой колледжа в процессе адаптации и интеграции студентов с особыми адаптивными возможностями, усвоения учебных дисциплин, овладения специальностью, профессией.
Вместе с тем, работа педагогического состава с данными категориями лиц строится на следующих принципах:
1. Индивидуальный подход к каждому студенту.
2.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
3. Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
4. Социальная адаптация обучающихся:
— совместное обучение в группах с лицами, не имеющими ограничений;
— совместное проживание иногородних лиц с ОВЗ в общежитии с лицами, не имеющими ограничений;
— равноправное участие обучающихся с ОВЗ во внутриколледжных мероприятиях;
— выполнение общественных поручений.
6. Воспитание толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов колледжа.
7. Создание благоприятного педагогического климата в коллективе обучающихся и педагогических работников.
8. Проведение акций и мероприятий, направленных на социальную реабилитацию лиц с ОВЗ. В колледже есть собственное волонтерское движение «Крылья Надежды», в работу которого вовлекаются студенты – инвалиды и лица с ОВЗ. А также их мероприятия направлены на социализацию и самореализацию таких обучающихся, развитие толерантных связей.
9. Профориентационная работа для абитуриентов инвалидов и лиц с ОВЗ.
Адаптированные образовательные программы для обучения лиц с ОВЗ
- по специальности Ветеринария
- по специальности Механизация сельского хозяйства
- по специальности Программирование в компьютерных системах
- по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
- по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
- по профессии Автомеханик
- по профессии Мастер сельскохозяйственных работ
- по профессии Сварщик
2. Техническая организация учебного процесса:
Возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничением передвижения; сокращение количества часов учебной нагрузки; щадящий режим обучения; ограничение возможности развития творческих способностей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе требует широкого применения информационных технологий в процессе преподавания всего спектра дисциплин и профессиональных модулей.
Основные трудности с освоением образовательных программ, реализуемых в колледже, испытывают слабослышащие.
В компьютерных классах установлены компьютеры в комплекте с наушниками для прослушивания лекций и дополнительных материалов. На учебных занятиях есть возможность использовать телевизоры для просмотра и прослушивания учебной информации.
Для облегчения усвоения учебного материала слабослышащими студентами, учебные кабинеты оснащены интерактивными досками, мониторами, на которых студенту предоставляется расписание и информация по успеваемости и посещаемости, доступ к сайту колледжа. Так же имеется возможность доступа к этой информации посредством канала Интернет.
Техническое оснащение учебного процесса постоянно совершенствуется.
3. Организации доступной архитектурной среды в колледже:
Доступная среда жизнедеятельности является основным условием интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в общество. В колледже ведется работа по созданию доступной архитектурной среды для указанной категории студентов.
Из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже обучаются в основном слабослышащие студенты, а также инвалиды по общим заболеваниям.
Их основные потребности и особенности ориентировки будут учтены при проектировании структурной реконструкции среды внутри зданий учебных корпусов, техническом оснащении кабинетов, спортивного зала, помещений для дополнительных занятий.
Таким образом, в колледже создаются условия для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для качественной профессиональной подготовки и социальной интеграции лиц, чьи возможности здоровья ограничены.
Полезные ссылки
Министерство образования Республики Башкортостан
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан
Башкирская республиканская организация ОООИ «ВОС»
Башкирская Республиканская организация ВОИ
Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Вакилиди
Башкирская специальная библиотека для слепых
Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир»
Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты людей и инвалидов «СУВАГ»