Выставка

Выставка к 120 летию со дня рождения Уильяма Фолкнера, американского писателя
85 летию со дня рождения Владимира Николаевича Войновича, русского писателя (1932 г.р.)

Уильям Фолкнер — американский писатель. Принадлежит к крупнейшим писателям США, мастерам новой американской прозы XX века, которая стала известна в Европе с 20-х годов, а в 30-х годах получила мировое признание. Этот самый американский из авторов Америки стал одним из колоссов мировой литературы. Опираясь на разговорный язык и американские народные традиции, Фолкнер сочетал эти элементы с литературным модернизмом и самыми смелыми европейскими экспериментами в символизме и в литературе «потока сознания», создавая свои бессмертные шедевры. Родился в Нью-Олбани, в штате Миссисипи, был старшим из четырёх сыновей и вырос в Оксфорде, где расположен университет штата Миссисипи. Фолкнер получил имя в честь своего прадедушки, полковника Уильяма К. Фолкнера, участника гражданской войны, сколотившего состояние при прокладке железных дорог и одновременно бывшего автором популярных романов. Его образ запечатлелся в сознании потомка, став источником рассказов о прошлом Юга и о гражданской войне, а также об истории семьи Фолкнеров, слава которой к тому времени значительно померкла. После того как принадлежавшая семье железная дорога была продана, отец Фолкнера обзавёлся платной конюшней и скобяной лавкой в Оксфорде и в конце концов стал управляющим делами в университете. Несмотря на страстную любовь к чтению, Уильям учился довольно слабо и был исключён из старших классов школы. Ему пришлось пойти работать счетоводом в банк своего деда. Вернувшись после войны в Оксфорд, Фолкнер некоторое время занимался на курсах при университете, работал в нью-йоркском книжном магазине. Места работы и профессии он менял часто. В литературе Фолкнер дебютировал циклом стихов «Мраморный фавн» (1924), в котором заметно ощущается влияние поэзии французских символистов. Решающее влияние на Фолкнера оказал писатель Шервуд Андерсон. Они познакомились в 1925 году в Новом Орлеане. Андерсон помог Фолкнеру опубликовать его первый роман «Солдатская награда» (1926) и побуждал его углубиться в изучение своих южных корней. Вместо этого Фолкнер на грузовом судне отправился в Европу, объездил на велосипеде Италию и Францию и по возвращении закончил второй роман, «Москиты» (1927) — сатирическое изображение литературных кругов Нового Орлеана. Его третий роман, «Флаги в пыли», был отвергнут, но Фолкнер переработал его и дал новое название «Сарторис» (1929). Это был первый роман из обширной саги об округе Йокнапатофа, вымышленной версии его родного округа Линкольн. На карте этого воображаемого мира он написал: «Единственный владелец и собственник — Уильям Фолкнер». В подражание «Человеческой комедии» Бальзака Фолкнер предпринял попытку художественного воссоздания места действия и его истории в ряде романов с повторяющимися персонажами и постепенно развивающимся сюжетом, который повествовал о взлёте и крахе Юга со времён вытеснения индейцев, образования общества плантаторов и присущего ему рыцарского кодекса чести и вплоть до трагедии рабства и замены прежних ценностей современными ценностями меркантильного, стяжательского Севера. Фолкнеровский цикл о рае, потерянном по вине ограниченности человеческих возможностей и безудержных страстей, воплощён в повествовании о различных персонажах и историях их семей, в хронике региона и в прошлом, которое Фолкнер возвышает до уровня мифа и вселенского обобщения, показывая комическое и трагическое в жизни своих Сарторисов, Компсонов, МакКаслинов, Бандренсов, Сноупсов и других. Их истории зачастую преломляются в многочисленных повествовательных перспективах, нелинейной последовательности времени и неясном, изменчивом, полном намёков и недомолвок стиле. К примеру, «Шум и ярость» (1929) — история упадка семейства Компсонов, рассказанная от лица её четырёх представителей, самым запоминающимся из которых становится слабоумный Бенджи. Фолкнер строит роман таким образом, что откровение снисходит постепенно, при переплетении потоков сознания нескольких персонажей и при создании весьма символичного узора. В 1929 году, будучи уже признанным романистом со вполне определённой темой и хорошо разработанным методом, Фолкнер женится на успевшей развестись Эстелле Олдхэм и поселяется в предместьях Оксфорда. За двенадцатилетний период с 1930 по 1942 он создает романы: «Когда я умирала» (1930), «Святилище» (1931), «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непокорённые» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940) — первая часть трилогии о Сноупсах, «Сойди с горы, Моисей» (1942). Несмотря на шумную славу во Франции и в небольшом кругу писателей, проза Фолкнера так и не получила признания более широкой аудитории — за исключением экранизированного романа «Святилище»: история изнасилованной и ступившей на путь проституции школьницы. Это привело к работе Фолкнера в Голливуде в качестве сценариста и «доработчика» чужих сценариев, прежде чем он достиг пика славы при получении Нобелевской премии по литературе в 1949 году. К последним работам Фолкнера относятся роман «Осквернитель праха» (1948), сборник рассказов, изданный в 1950 году, «Притча» (1954), завершение трилогии о Сноупсах — романы «Город» (1957), «Особняк» (1959) и его последний комический роман «Похитители» (1962). Поселившись неподалеку от Виргинского университета, Фолкнер завершил свою карьеру в некоторой растерянности от собственного успеха и зачастую выдавал себя за простого фермера, а не за всемирно известного писателя.

Писатель, драматург, поэт Владимир Николаевич Войновичродился26 сентября 1932 года в Сталинабаде (ныне – Душанбе, Таджикистан).

Отец, Николай Войнович,был журналистом, ответственным секретарем республиканской газеты «Коммунист Таджикистана», мать, Роза Гойхман, преподавала математику.

Летом 1936 годаотец был арестованпо обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. В мае 1941 года освободился.

После войны семья Войновича часто меняла местожительство: жили в Ставропольском крае, в Куйбышевской области, в Вологодской области, в Запорожье, в Крыму и в Москве. Владимир работал пастухом, столяром, плотником, слесарем, авиамехаником, инструктором сельского райисполкома.

С 1950 по 1955 год проходил службу в армии, где начал писать стихи. Учился в вечерней школе, затем полтора года — в Московском педагогическом институте (1957-1959). На втором курсе по комсомольской путевке уехал в Казахстан осваивать целину.

В 1960 году Войнович начал работать редактором на Всесоюзном радио.

Вскоренаписал стихидля песни о космонавтах «Четырнадцать минут до старта», получившей всесоюзную известность.

В 1961 году в журнале «Новый мир» была опубликована его первая повесть «Мы здесь живем». Затем были опубликованы рассказы и повести «Расстояние в полкилометра» (1963), «Хочу быть честным» (1963), «Два товарища» (1967), «Владычица» (1972), «Степень доверия» (1972).

В 1962 году Владимир Войнович был принят в Союз писателей СССР.

С 1966 года принимал участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За правозащитную деятельность и нелицеприятное изображение советской действительности в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» подвергался преследованиям.

В 1974 году Войнович был исключен из Союза писателей СССР.

В декабре 1980 года писатель эмигрировал из СССР, в 1981 году был лишен советского гражданства.

В 1980-1992 годах Владимир Войнович жил в ФРГ, затем в США. В 1980-е годы сотрудничал с радио «Свобода».

За границей, кроме первых частей романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969-1975, 1979), были впервые опубликованы книги «Путем взаимной переписки» (1973), «Иванькиада» (1976), «Москва 2042» (1986), «Шапка» (1987), «Антисоветский Советский Союз» (1991), пьесы «Фиктивный брак» (1983) и «Трибунал» (1989), рассказы, очерки, фельетоны, сказки и стихи.

В 1990 году Владимиру Войновичубыло возвращено гражданство, писатель вернулся на родину.

Книги Владимира Войновича переведены на 30 языков.

Среди основных произведений писателя: трилогия о солдате Иване Чонкине («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Претендент на престол», «Перемещенное лицо», 2007); «Москва 2042» (1986), пьеса «Кот домашний средней пушистости» (1990, совместно с драматургом Григорием Гориным), «Монументальная пропаганда» (2000).

С 1995 года Владимир Войновичзанимается живописью. Он принимал участие в различных выставках в России и за рубежом, среди которых персональные ретроспективы в галерее «Асти» (1996), в Центре либеральной политики (1997), в галерее «Дом Нащокина» (2005) и в Театральной галерее на Малой Ордынке (2012) в Москве, в Русском музее в Санкт Петербурге (2004), в Центре ООН в Вене (1997), в Культурном центре в Кельне (2000), в Русском Доме в Берлине (2003).

Владимир Войнович являетсяпочетным членом Российской академии художеств.

Член Союза писателей и Международного ПЕН-клуба, член Баварской академии изящных искусств, член Сербской академии наук и искусств, почетный член Американского общества Марка Твена.

Войнович — лауреат премии фонда «Знамя» (1994), премии «Триумф» (1996), премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (2002).

В 2000 году ему была вручена государственная премия РФ.

 

Материал подготовила — Чупина Н.Р.

Сохранить себе на страницу в соц.сетях