Памяти жертв Улу-Телякской трагедии

7-9 июня 2021 года классные руководители 1 и 2 курсов ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледжа, провели классные часы посвященные Улу-Телякской трагедии: беседы, демонстрацию видео и документальных материалов, знакомство с электронной версией книги  «Улу-Телякская трагедия: книга скорби и памяти», изданной ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия», завершились они минутой молчания.

Электронная версия книги доступна по ссылке в сети Интернет  https://ru.calameo.com/read/005243264009fbf7e38c3,

 

Историческая справка

В этом году исполнилось 32 года с момента крупнейшей железнодорожной катастрофы, которой ранее не знал мир. В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в 1.10 местного времени у села Улу-Теляк Иглинского района Башкирии на 1710-м километре, которые местные называют Змеиной горкой, мгновенно сгорело два пассажирских поезда — «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В них находились 1284 пассажира и 86 сотрудников железной дороги.

Причиной взрыва стала искра, которая воспламенила газ, вытекший из прохудившегося продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». По официальным данным, погибли 575 человек, среди них 181 ребенок, включая девять шестнадцатилетних хоккеистов молодежной команды «Трактор-73». 317 человек умерли в больницах Уфы и Аши, так как смерть при таких ожогах отсрочена по времени – у обожженных через несколько суток отказывают почки. Более 600 пассажиров стали инвалидами. Лишь 52 счастливчика вышли из огня с незначительными повреждениями.

Следствию так и не удалось установить, вспыхнул ли накопившийся в низине газ от искры, возникшей на рельсах из-за торможения составов, или от сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда. После мощного объемного взрыва начался гигантский пожар, охвативший площадь в 250 гектаров. Сам воздух стал адским пламенем. Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму. Факел пожара было видно даже из Уфы, которая находится в 90 километрах от Улу-Теляка.

Из 38 вагонов обоих составов ударной волной было сброшено с путей 11 вагонов, от семи из них остались только платформы и остовы. 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Можно себе представить, что происходило в этому аду с хрупкими человеческими телами. Останки многих пассажиров даже не удалось найти, родственники увозили домой хоронить землю с пожарища.

Возле мемориала на 1710 километре есть братская могила, где захоронены 327 «невостребованных» урн — с прахом тех, кого не удалось опознать.

 

Сохранить себе на страницу в соц.сетях