Обучение инвалидов и лиц ОВЗ

 

 

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ

В настоящее время в России насчитывается около 13 миллионов человек, на которых распространяется действие международной Конвенции о правах инвалидов.

В соответствии с действием этого документа и в целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 1792 образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

В целях реализации закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, в том числе в связи с необходимостью поддержки и развития профессионального инклюзивного образования в ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж формируется доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной.

Положение об инклюзивном обучении студентов с ОВЗ в ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж

ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКУ ГБПОУ СМК

Создание рабочих мест для инвалидов

 

Российское законодательство в области инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется

  • Конституцией РФ,
  • федеральным законом «Об образовании»,
  • федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
  • Конвенцией о правах ребенка,
  • Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернет – порталы для информационной доступности и открытости профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц в ОВЗ

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья http://spo.wil.ru/apex/f?p=140:1:0::::G_PORTAL_ID:1

Портал инклюзивного образования http://inc.uksivt.ru/web/index.php

 

Основные направления работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

1.Психолого-педагогическое сопровождение:

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется социально-психологической службой колледжа в процессе адаптации и интеграции студентов с особыми адаптивными возможностями, усвоения учебных дисциплин, овладения специальностью, профессией.

Вместе с тем, работа педагогического состава с данными категориями лиц строится на следующих принципах:

1. Индивидуальный подход к каждому студенту.

2.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

3. Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

4. Социальная адаптация обучающихся:

- совместное обучение в группах с лицами, не имеющими ограничений;

- совместное проживание иногородних лиц с ОВЗ в общежитии с лицами, не имеющими ограничений;

- равноправное участие обучающихся с ОВЗ во внутриколледжных мероприятиях;

- выполнение общественных поручений.

6. Воспитание толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов колледжа.

7. Создание благоприятного педагогического климата в коллективе обучающихся и педагогических работников.

8. Проведение акций и мероприятий, направленных на социальную реабилитацию лиц с ОВЗ. В колледже есть собственное волонтерское движение «Крылья Надежды», в работу которого вовлекаются студенты – инвалиды и лица с ОВЗ. А также их мероприятия направлены на социализацию и самореализацию таких обучающихся, развитие толерантных связей.

9. Профориентационная работа для абитуриентов инвалидов и лиц с ОВЗ.

2. Техническая организация учебного процесса:

Возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничением передвижения; сокращение количества часов учебной нагрузки; щадящий режим обучения; ограничение возможности развития творческих способностей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе требует широкого применения информационных технологий в процессе преподавания всего спектра дисциплин и профессиональных модулей.

Основные трудности с освоением образовательных программ, реализуемых в колледже, испытывают слабослышащие.

В компьютерных классах установлены компьютеры в комплекте с наушниками для прослушивания лекций и дополнительных материалов. На учебных занятиях есть возможность использовать телевизоры для просмотра и прослушивания учебной информации.

Для облегчения усвоения учебного материала слабослышащими студентами, учебные кабинеты оснащены интерактивными досками, мониторами, на которых студенту предоставляется расписание и информация по успеваемости и посещаемости, доступ к сайту колледжа. Так же имеется возможность доступа к этой информации посредством канала Интернет.

Техническое оснащение учебного процесса постоянно совершенствуется.

3. Организации доступной архитектурной среды в колледже:

Доступная среда жизнедеятельности является основным условием интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в общество. В колледже ведется работа по созданию доступной архитектурной среды для указанной категории студентов.

Из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже обучаются в основном слабослышащие студенты, а также инвалиды по общим заболеваниям.

Их основные потребности и особенности ориентировки будут учтены при проектировании структурной реконструкции среды внутри зданий учебных корпусов, техническом оснащении кабинетов, спортивного зала, помещений для дополнительных занятий.

Таким образом, в колледже создаются условия для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для качественной профессиональной подготовки и социальной интеграции лиц, чьи возможности здоровья ограничены.

Полезные ссылки

Министерство образования Республики Башкортостан

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан

Институт развития образования

Башкирская республиканская организация ОООИ "ВОС"

Башкирская Республиканская организация ВОИ

Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Вакилиди

Башкирская специальная библиотека для слепых

Межрегиональный ресурсный центр "Доступный мир"

Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты людей и инвалидов "СУВАГ"

Федеральный методический центр Среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ